Сайт Школьная Мастерская
 

в избранное | сделать стартовой

На главнуюНаписать письмо  
   

 
.: МЕНЮ :.

     

Страницы "Обработки древесины


Резьба по дереву

В годы великих преобразований в истории России было уничтожено множество промыслов, мастеровых сословий, нарушена культурная и промысловая последовательность, наследственная, интеллектуальная и профессиональная преемственность, традиции и технологии. А что-то вообще сохранилось только в виде легенд, мифов, сказаний. Неисчислимое множество предметов культурного и духовного наследия и памятников истории, архитектуры погибло, предано забвению или вывезено. 
    История декоративно-прикладного искусства, если судить по предметам, найденным археологами, насчитывает на Руси несколько десятков тысяч лет и при всей своей неповторимой национальной самобытности неотделима от других художественных культур. И.Э. Грабарь в "Истории русского искусства" писал: "Истоки русского искусства восходят к художественности славянских племен и к искусству античного и скифского Причерноморья". 
    На территории современной России сравнительно немного пещер с сохранившимися наскальными рисунками (самая известная пещера - "Каповая пещера" на Южном Урале), но много раскопано курганов. Вероятно, раньше климат был более теплым, и люди жили гораздо севернее, чем сейчас. От городищ и других крупных поселений мало что осталось, однако, благодаря находкам археологов, по предметам-символам семьи и рода, захороненным вместе с человеком, можно частично представить жизнь, быт и обычаи наших предков в те далекие времена. Один Аркаим чего стоит!
    Этих предметов найдено множество, и множество из них воплощено в виде художественных утилитарных изделий, сопутствующих человеку с момента его рождения и до смерти. Поскольку люди верили в загробный мир, и что в реальном мире человек - лишь гость, то эти вещи, по их представлениям, всегда, при жизни и после перехода в мир иной, оберегали его. 
    В древности мастера изготовляли не только амулеты, обереги, посуду, инструменты, оружие и орудия труда, но и делали предметы украшения - вещи, служившие именно цели украшения быта, тела, одежды. Значит, у ремесленников и мастеров была душевная необходимость и стремление создавать предметы искусства. Большое значение имели,были даже неотъемлемой частью жизни художественные предметы, имевшие чисто культовое значение. 
    Наши предки умели создавать уникальные ювелирные произведения, обладая изощренной техникой и мастерством такого уровня, что даже современных ювелиров ставят в тупик.
    Золотые стилизованные скифские украшения в анималистическом жанре очень художественны, совершенны, даже по современным понятиям. Чтобы создать такую стилизацию, как на этих изделиях, по-моему, необходимо значительное время, а для ее развития и совершенствования требуется преемственность технологий,а для этого нужно очень большое время и стабильность жизни, быта мастеров. 
    То же можно сказать и об искусстве изготовления оружия. О мечах, изготовленных русами, арабский путешественник Ал-Бируни писал, что они превосходят мечи восточных оружейников. В Древней Руси также на высоком уровне находилось ткачество, культура обработки кожи, кости и, конечно, дерева, - были не только строения, но и резьба,в основном, скульптурная до крещения и орнаментальная все остальные года. 
     Что неудивительно: большую часть территории Древней Руси занимали леса со сравнительно небольшими участками сельскохозяйственных угодий. Из дерева, наиболее доступного и привычного материала, строились жилища, у которых крылечки, горницы, наличники снабжались фигурами и оберегами с удивительной резьбой, и изготавливалось огромное количество предметов, окружавших человека: утварь, предметы обихода, орудия труда. В резьбе по дереву наиболее ярко проявилась самобытная культура и творческая одаренность народа. В принципе,все вещи были рационально утилитарными и изящно художественными. 
    Несомненно, резьба по дереву, которая требует определенных художественных способностей, какого-то опыта воплощения замысла и профессионального владения инструментом, была основным и одним из первых видов художественно-прикладных ремесел. В V веке византийский дипломат Приск Панийский после посещения на Дунае дворца Аттилы был поражен убранством помещений, их отделкой искусной резьбой. 
    До принятия христианства на Руси существовала религия с верой в бытие Всевышнего и целой плеяды его родственников, как бы несущих ответственность за определенные виды деятельности человека и природных явлений. Каждому такому представителю божественного племени соответствовали идолы - деревянные скульптуры. В описаниях араба Ахмеда Ибн Фадлана (922 год) имеется сцена подношения русами даров деревянной скульптурной группе в виде идолов, торчащих из земли. Скульптуры, по его описаниям, простые, грубые и достаточно схематично обозначенные, фактически они были сделаны в виде тонких бревен с едва намеченными чертами человеческих лиц, (Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу/ Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. М.; Л., 1939, с. 79.). Возможно, это переносное капище, временное, потому что обычно стояли такие идолы в одном святом месте сотни лет, и там были достаточно проработанные скульптурные построения. Но затем навыки вырезания скульптур сошли на нет.
    Летописи от 980 года повествуют, что князь Владимир "повеле кумиры испроверщи, овы осечи, а другие огневи предати", (Приселков М.Д. Троицкая летопись. М.; Л., 1950, с. 93.). С тех пор повсеместно, где только можно, деревянные кумиры-скульптуры и все, что напоминало о прежней вере, уничтожали. 
    Все эти источники указывают на то, что в Древней Руси резьба по дереву, в основном хоть и культовая, была широко распространенной и весьма искусной. Замечательный русский историк искусства Н.А. Померанцев в своей книге "Русская деревянная скульптура" отмечал: "Светлый мир деревянной пластики, отличающийся, как и древнерусская икона, яркостью красок, многообразием форм, оригинальностью образов, эпическим характером языка, выражает заветные мысли и чувства народа". 
    Казалось бы, дела минувших дней, но в мае 2004 года по радио в одной из передач прозвучало сообщение, что во глубине карельских лесов найдено используемое капище с идолами. Примечательно, что возраст дерева, из которого сделаны резные фигуры, не превышает и ста лет. Фигуры идолов кем-то со временем по мере надобности заменялись с сохранением идентичности форм, о чем свидетельствуют фрагменты прежних фигур, разбросанные поблизости. 
    Многие из сохранившихся до нашего времени идолов имеют определенную художественную выразительность. Сопоставление резных фигур (работы ХVIII-ХIХ веков) и сохранившихся резных работ Х-ХIII веков дает возможность говорить о схожести изобразительных традиций, приемов обработки и использования природных свойств и качеств дерева. 
    Эти работы выполнены в основном из древесины сосны, физические свойства которой требуют упрощения и укрупнения мелких деталей. Резчики намеренно избегали вырезания тонких острых форм, особенно, если предполагалось, что готовое изделие будет находиться под открытым небом. А в подобных условиях такие детали долго не продержатся. Кроме того, изображения должны были быть читаемыми не только вблизи, но и на некотором отдалении. Поэтому резные скульптуры характеризуются лаконичной выразительностью форм, сравнительно невысоким рельефом со своеобразными композициями орнаментов. 
    Имея достаточный опыт применения сосны, как наиболее употребляемой и долговечной древесины, резчики, несомненно, знали, как будет выглядеть изделие из сосны по прошествии оных лет. Знали, как и чем обработать древесину, какое дерево выбирать в зависимости от назначения, применения и целей. Поэтому изделия, выполненные опытным, думающим мастером, со временем становились еще более выразительными. 
    Эти приемы обработки древесины прошли сквозь века и отчасти используются современными русскими мастерами декоративно-прикладного искусства, которые, например, для получения выразительного эффекта искусственно старят древесину, обжигая ее. При этом более мягкие и светлые слои убираются и темнеют, а более твердые, плотные остаются, их потом еще и дополнительно осветляют. 
    В настоящее время в России резьба по дереву получила новый импульс развития. Обусловлено это тем, что теперь можно самостоятельно производить изделия не только для досуга или на госпредприятиях, как это было прежде, но и на продажу. Сейчас работай, режь, продавай - сколько хочешь, но, конечно, если есть спрос именно на результат всех наших усилий.
    Резьба, например, нужна в многочисленные храмы, на фабриках мебели, в частном строительстве, а также в качестве художественных произведений сувенирного характера и просто для украшения дома. А так, судите сами: стали ли мы более искусными в резьбе, и вообще, есть ли прогресс в искусстве или о прогрессе в искусстве можно говорить лишь условно? 

 


 
 
 
 

 

©Хусаинов Р.Р. 2008 г.
Hosted by uCoz